Теплый асфальтобетон: прорывная технология или обычная смесь?

Технология производства теплого асфальтобетонного покрытия (ТАБ) позволяет добиться улучшения сразу нескольких параметров при устройстве дорожного покрытия, по ряду моментов ТАБ даже превосходит горячий асфальтобетон. В изготовлении теплая смесь не сложнее горячей, требуется лишь вода и специальная установка или химические добавки. При всех видимых плюсах технология пока не получила широкого распространения в России, подрядчики неохотно верят в экономию битума и топлива, однако подтверждения ее эффективности есть, в том числе и в нашей стране.

 

Что такое ТАБ?

Теплым асфальтобетоном принято считать смесь с температурой от 100 до 150 градусов, что примерно на 30-40 градусов меньше, чем обычный горячий асфальтобетон. Понижая температуру производства смеси, удается добиться снижения окисления и вязкости битума, а также улучшения качества уплотнения на стадиях производства, транспортировки и укладки смеси. Это позволяет расширить рамки дорожного сезона, поскольку укладывать теплый асфальтобетон можно при более низких температурах воздуха, нежели горячий асфальт, и в целом увеличить срок службы дорожного покрытия

Технологии производства

Сегодня существует несколько технологий производства ТАБ, и все они в основном связаны со снижением вязкости битума, что позволяет снизить температуру выпуска асфальтобетона. Самой распространенной и надежной технологией считается механическое вспенивание, когда в коллектор через специальные форсунки поступает вода. В данном случае не происходит никакого изменения химических реакций, что дает стабильный результат. Плюс этого метода в возможности сохранения существующей рецептуры смеси, в которую надо просто особым способом добавить воды.

Российский опыт

В России одни из первых участков дорожного полотна, где применялся вспененный битум, появились еще в 2012 году на трассе Р-120 «Орел — Брянск — Смоленск — граница с Белоруссией»: с 42-го по 56-й км в Орловской области и с 56-го по 68-й км в Брянской области. По результатам эксплуатации дороги продольных трещин не образовалось, а поперечных было меньше, чем при применении горячей смеси. За эту трассу отвечает ФКУ Упрдор «Москва — Бобруйск», которое в ходе работы с теплым асфальтобетоном выявило ряд преимуществ этой технологии над горячими смесями.

«Повысился срок службы дорожного покрытия, в том числе за счет увеличения адгезии между битумом и каменным материалом и получения ровности асфальтового покрытия. Было выявлено снижение себестоимости строительства за счет применения энергосберегающих технологий», — рассказал ведущий инженер ФКУ Упрдор «Москва — Бобруйск» Андрей Акимов. — Теплая асфальтобетонная смесь подобна горячей за исключением того, что она производится и укладывается при более низких температурах. Как правило, это понижение от 28-ми до 35-ти градусов. ТАБ не изменяет подбора смеси, и одни и те же составы мы используем как для горячей асфальтобетонной смеси, так и для теплой. При ТАБ только добавляется небольшое количество воды либо добавок».

Что выгоднее, теплый или горячий асфальтобетон?

Помимо улучшения качественных показателей теплая асфальтобетонная смесь позволяет экономить энергетические ресурсы, поскольку нагревать инертные материалы нужно до менее высокой температуры, нежели при технологии горячих смесей. Некоторые отмечают снижение расхода топлива при производстве ТАБ на 10-20%. Минимальная температура, при которой выпускалась теплая смесь ЩМА-20, составляла 120 градусов, другие смеси возможно выпускать при температуре 100 градусов.

Также при производстве теплого асфальтобетона можно снизить и затраты битума. Некоторые подрядчики фиксировали снижение расхода битума при производстве ТАБ по технологии вспенивания примерно на 1%. По расчетам специалистов компании Astec, при понижении температуры нагрева смеси на 30 градусов и выпуске 117 тыс. тонн ТАБ в год прибыль компании может составить порядка 19,6 млн рублей в год. В этих расчетах учитывается использование специального оборудования по механическому вспениванию, которое возможно окупить за 3,5 месяца.